icon-cross.svg
Дорогой рисунок: как художники превращаются в предпринимателей Дорогой рисунок: как художники превращаются в предпринимателей Иллюстрация стала неотъемлемой частью визуальной коммуникации. Художники зарабатывают больше наёмных сотрудников, рисуют для Disney, могут позволить себе переезд в другую страну и превратить увлечение в бизнес. Три фрилансера рассказали редакции «Своего дела» о своих проектах, доходах и трудностях, с которым приходится сталкиваться https://svoedelo.blog/uploads/media/default/0001/07/cc90e4fb99fbc1c3dfad00cf583b00b5e42c3610.png https://svoedelo.blog/uploads/media/default/0001/07/cc90e4fb99fbc1c3dfad00cf583b00b5e42c3610.png

Дорогой рисунок: как художники превращаются в предпринимателей

Иллюстрация стала неотъемлемой частью визуальной коммуникации. Художники зарабатывают больше наёмных сотрудников, рисуют для Disney, могут позволить себе переезд в другую страну и превратить увлечение в бизнес. Три фрилансера рассказали редакции «Своего дела» о своих проектах, доходах и трудностях, с которым приходится сталкиваться

Дорогой рисунок: как художники превращаются в предпринимателей

Коротко о главном

1

Олимпийский забег

«Семь лет назад я в шутку нарисовал первый пинап-календарь на тему апокалипсиса. Инстаграм ещё не был так популярен, поэтому я разместил его в своём блоге на Blogspot. После этого ко мне обратилась компания Stan Dee, которая занималась наружной рекламой, с предложением напечатать тираж и отчислять мне процент с продаж. В итоге продали около 1000 экземпляров, с каждого я заработал 150 рублей», — Андрей Тарусов вспоминает, как ему в первый раз удалось заработать на иллюстрации. С того момента пинап стал фирменными стилем художника. Благодаря ему, а также любви к фан-арту, его работы узнают участники международной выставки Comic-Con в США.

А до этого выпускник Ярославского художественного училища и ВГИК вместе с приятелем пытался заниматься анимацией. Но большинство потенциальных клиентов обращали внимание на рисунки художника, хвалили их, но ничего в студии не заказывали. Тогда Андрей решил сосредоточиться на иллюстрациях.

Первым крупным проектом стал олимпийский календарь на 2014 год. Деньги на его выпуск Андрей собрал на краудфандинговой платформе Boomstarter. «Две недели не было ни одного предзаказа, ни одного доната. А потом кто-то выложил проект на сайт „Лепрозорий“, благодаря чему календарь стал вирусным. Куча сайтов сделали перепосты, сюжеты обо мне сняли „Дождь“, Russia Today, тексты выпустили „Комсомольская правда“ и Metro», — вспоминает Андрей.

А до этого выпускник Ярославского художественного училища и ВГИК вместе с приятелем пытался заниматься анимацией. Но большинство потенциальных клиентов обращали внимание на рисунки художника, хвалили их, но ничего в студии не заказывали. Тогда Андрей решил сосредоточиться на иллюстрациях.

Первым крупным проектом стал олимпийский календарь на 2014 год. Деньги на его выпуск Андрей собрал на краудфандинговой платформе Boomstarter. «Две недели не было ни одного предзаказа, ни одного доната. А потом кто-то выложил проект на сайт „Лепрозорий“, благодаря чему календарь стал вирусным. Куча сайтов сделали перепосты, сюжеты обо мне сняли „Дождь“, Russia Today, тексты выпустили „Комсомольская правда“ и Metro», — вспоминает Андрей.

Тогда же художник зарегистрировался в качестве ИП, потому что предвидел поток клиентов. Например, сразу после первого успеха к нему обратилась одна из дочерних компаний «Газпрома» с просьбой нарисовать корпоративный календарь. По словам Андрея, заказы на иллюстрации начали приходить ежедневно.

В 2015 году художник запустил аккаунты в Инстаграме и Фейсбуке и начал регулярно выкладывать рисунки девушек в стиле пинап и фан-арт «Игры престолов». На страницы стали активно подписываться поклонники сериала. Параллельно Андрей работал с агентством Bang! Bang!, которое постоянно заказывало у него иллюстрации для своих клиентов.

«Сначала у меня были в основном российские заказчики. После того, как я завёл фейсбук, стали появляться заказы из-за рубежа. В 2015 году мы с женой переехали в Лос-Анджелес. Из-за обвала рубля мне необходимо было зарабатывать больше, хотя я в то время получал около 200 тысяч рублей ежемесячно. Я регулярно делал иллюстрации для российских изданий Maxim и Cosmopolitan, в Штатах приходилось брать мелкие подработки, например делать портреты», — вспоминает Андрей.

Сейчас около 60 % заказчиков художника — американские компании. Андрей в том числе делал иллюстрации для соцсетей Playboy, для киностудий 20th Century Fox и Disney. По его словам, в 2014 году 95 % работ было сделано на заказ, в 2019 году основной доход приносят собственные проекты. Главная причина такой перемены – необходимость творческой свободы:

«Коммерческие заказы выполнять легче. Но это не твой замысел. Филиал „Газпрома“ даже запретил мне размещать календарь на сайте. Это была работа в стол, которая не приносила удовольствия»


«Коммерческие заказы выполнять легче. Но это не твой замысел. Филиал „Газпрома“ даже запретил мне размещать календарь на сайте. Это была работа в стол, которая не приносила удовольствия»


В 2015 году он завёл страницу на Patreon и начал постоянно выкладывать свои иллюстрации. Сначала художник поставил цель собрать ежемесячные подписки на 500 долларов, что получилось сделать очень быстро. По условиям сайта, подписчики могут использовать иллюстрации только в личных целях в зависимости от требований лицензии. Тогда Андрей решил увеличить сумму до 1000 долларов, обязуясь рисовать по странице комикса в неделю.

Сейчас доходы от Patreon составляют около 4,5 тысячи в месяц. Эта сумма полностью покрывает расходы на аренду квартиры в Лос-Анджелесе (3 тысячи долларов). Для комфортной жизни Андрею, по его словам, нужно около 6 тысяч долларов. Часть денег приносит открытый летом 2019 года интернет-магазин, где художник продаёт вещи со своими иллюстрациями, а также сайт gumroad.com, на которой потенциальные клиенты могут купить рисунки. Последний источник доходов самый нестабильный, признается Андрей: в неделю он может принести и 200 долларов, и всего 40.

«Часто мы живём на деньги, которые нам приносят краудфандинговые платформы: Boomstarter, Kickstarter, „Планета“. Мы с женой оба художники, деньги считаем плохо, поэтому у нас не получается откладывать суммы с большого заказа и оставить их на „голодное время“, например на лето, когда мало заказов. С другой стороны, это заставляет тебя предпринимать какие-то шаги, скажем всё-таки запустить онлайн-магазин, идею которого я вынашивал 7 лет», — говорит Андрей.

Сайт детского творчества

Юлия Прохоцкая получила образование искусствоведа в МГАХИ им. В. И. Сурикова, затем два года работала по специальности: читала экскурсии в Центре фотографии им. братьев Люмьер и музее современного искусства «Гараж» в Москве. Позже девушка начала брать уроки академического рисунка и живописи, но во время обучения её полностью захватила иллюстрация.

Первыми заказчиками стали друзья: одному надо было нарисовать открытку, другому — логотип. Позже к Юлии обратилось московское издательство и попросило оформить кулинарную книгу за гонорар в 25 тысяч рублей. С тех пор издательства стали главными клиентами художницы. Из-за особенностей стилистики она постоянно делает иллюстрации к детским книгам, а также работает с компаниями, выпускающими детские настольные игры, и организует праздники

Клиенты находят девушку в основном через социальные сети. «Аккаунты надо обязательно развивать, регулярно выкладывать свои работы и проекты. Я очень редко ищу заказчиков сама. Например, недавно на Московской международной книжной выставке-ярмарке прошли специальные смотры для иллюстраторов. Это был единственный раз, когда я активно искала потенциальных заказчиков», — рассказывает художница.

Обычно в работе у Юлии одновременно находится не больше четырёх проектов: один крупный (например, иллюстрация книги) и три поменьше (логотип, игра, открытки). Несмотря на это, стабильного заработка у художницы пока нет. Проект может отнимать несколько месяцев, но издательства обычно оплачивают работу после сдачи проекта в течение 30–60 рабочих дней.

«В российской практике нет авансовых платежей, как, например, в Германии, Франции, Англии, где гонорар делят на 3–4 части, в том числе аванс. В России ты лишь примерно знаешь, когда тебя зачислят деньги, поэтому очень сложно планировать свои расходы. Иногда я могу получить за месяц ноль, хотя работала ежедневно по 8 часов», — объясняет Юлия. В среднем её ежемесячный доход составляет от 80 до 100 тысяч рублей. Чтобы работать с клиентами, Юлия зарегистрировалась в качестве самозанятой и платит налог с каждого заказа.

Обычно в работе у Юлии одновременно находится не больше четырёх проектов: один крупный (например, иллюстрация книги) и три поменьше (логотип, игра, открытки). Несмотря на это, стабильного заработка у художницы пока нет. Проект может отнимать несколько месяцев, но издательства обычно оплачивают работу после сдачи проекта в течение 30–60 рабочих дней.

«В российской практике нет авансовых платежей, как, например, в Германии, Франции, Англии, где гонорар делят на 3–4 части, в том числе аванс. В России ты лишь примерно знаешь, когда тебя зачислят деньги, поэтому очень сложно планировать свои расходы. Иногда я могу получить за месяц ноль, хотя работала ежедневно по 8 часов», — объясняет Юлия. В среднем её ежемесячный доход составляет от 80 до 100 тысяч рублей. Чтобы работать с клиентами, Юлия зарегистрировалась в качестве самозанятой и платит налог с каждого заказа.

Дополнительный источник доходов для художницы — частные консультации для начинающих иллюстраторов и выпускников художественных школ и вузов. Они просят оценить портфолио, подсказать, где лучше искать заказчиков — в рекламе, медиа, среди производителей детского контента. Консультации стоят от 1500 до 2000 рублей.

Сейчас Юлия на планирует найти новые источники дохода. «Я давно хочу зарегистрироваться на Patreon. Меня даже просят об этом, но нужно время, чтобы создавать уникальный контент, за который и будут платить подписчики», — говорит она.

«Татарский стиль»

«Студенты-архитекторы свысока смотрят на тех, кто рисует. И я, пока училась, не думала, что иллюстрация — это нечто несерьёзное», — вспоминает художница Гузель Гарипова. Она окончила Казанский архитектурно-строительный университет и в студенчестве часто рисовала на заказ семестровые работы по живописи, пригласительные и многое другое.

Несколько лет назад Гузели предложили проиллюстрировать книгу «Ислам для детей», после чего её основными заказчиками стали издательства. Она сотрудничает с ними как художественный редактор и полностью отвечает за визуальное оформление издания — от стилистики рисунков и выбора шрифтов до контроля печати.

Другие постоянные клиенты — создатели проектов, связанных с татарской культурой. По словам девушки, она не ищет их специально. «Я знаю язык, национальную литературу, чувствую „татарский стиль“, и поэтому обращаются именно ко мне», — объясняет художница. Так она сделала иллюстрации к сборнику детских сказок татарского писателя Абдуллы Алиша «Велосипеды», настольную игру «Сокровища Казани». Для работы с клиентами девушка зарегистрировалась в качестве ИП.

В 2019 году Гузель попала в шорт-лист международной премии для иллюстраторов World Illustration Awards. После этого с ней связались британское дизайн-агенство Cai & Kyn и организация молодых феминисток FRIDA. Для обеих компаний девушка рисовала портреты.

Другая часть её работы — преподавание. В студенчестве Гузель работала в детской архитектурной школе «Дашка», потом организовала курсы для школьников в центре современной культуры «Смена». «Я больше десяти лет работаю с детьми и знаю, чем они интересуются, что их заботит и тревожит, что приносит радость. Поэтому, когда рисую иллюстрации для книг, зная возраст целевой аудитории, понимаю, как заинтересовать читателей», — делится художница.

Сейчас девушка старается больше сотрудничать с зарубежными заказчиками, потому что это более выгодно. По мнению Гузель, пока труд иллюстраторов в России оценивается очень низко:

«Издательства не готовы много платить, потому что иначе проекты просто не окупятся. Они в целом не понимают, как мы работаем, и поэтому предлагают нарисовать книгу за две недели и 10 тысяч рублей»


«Издательства не готовы много платить, потому что иначе проекты просто не окупятся. Они в целом не понимают, как мы работаем, и поэтому предлагают нарисовать книгу за две недели и 10 тысяч рублей».


В качестве примера художница приводит ФРГ, где местный союз художников ежегодно публикует примерные расценки на работы от книжной иллюстрации до открытки. В этом же документе есть коэффициенты, с помощью которых можно наглядно показать заказчику, как меняется стоимость в зависимости от опыта автора, уникальности рисунка и его сложности. По словам Гузели, заказчики из Европы и США готовы платить за работу в несколько раз больше.

Ещё зарубежных клиентов преимущество — готовность дать художнику больше свободы. «Никто не попросит что-то сдвинуть на 2 миллиметра влево. Как правило, если тебя выбрали, значит, понравился именно твой стиль и подход, тебя считают компетентным для этой задачи. Иллюстратору не приходится работать фотошопом для другого человека, как это часто бывает в России», — подытоживает Гузель.

Пять советов тем, кто хочет зарабатывать на иллюстрациях:

1


Активно ведите социальные сети (Инстаграм, Фейсбук)

«Для меня социальные сети играют огромную роль: практически все заказчики находят меня через них. Посты надо делать регулярно, выкладывая собственные рисунки и сделанные на заказ проекты», — советует Юлия Прохоцкая.

2


Создайте страницу на Patreon

«Это было моё лучшее решение. Во-первых, он здорово организует: чтобы быть успешным на этой платформе, надо всегда давать свежий контент, придумывать. Так вы всегда будете профессионально расти, отучитесь искать отговорки, чтобы не развивать собственные проекты. Во-вторых, это хороший способ заработка, который поддержит вас, когда мало заказов», — рекомендует Андрей Тарусов.

3


Всегда заключайте договоры с клиентами

«Я часто консультируюсь с юристом по авторскому праву, чтобы избежать недопонимания при работе с заказчиком, особенно с госструктурами. В основном это касается сроков: кто-то пропустил дедлайн, а работать в два раза быстрее придётся тебе. Чтобы этого избежать, всё прописывайте», — объясняет Гузель Гарипова.

4


Создавайте вирусный контент

«Мой пинап-календарь к Олимпиаде в Сочи хорошо зашёл аудитории и стал визитной карточкой. Вместо запланированных 120 тысяч рублей я заработал полтора миллиона», — делится Андрей Тарусов.

5


Думайте как предприниматель

«Во-первых, так вы заработаете больше денег. Во-вторых, будете контролировать весь процесс и зависеть только от себя, а не от партнёров. Я несколько раз запускал с кем-то совместные проекты на краудфандинговых платформах. Как правило, тебя подводят, в итоге получается не совсем то, что ты планировал. Делайте проекты самостоятельно, но не забывайте делегировать, например наймите бухгалтера», — советует Андрей Тарусов.

Рекомендации

Главное